МОНИТОРИНГ ВЭД
Мониторинг ВЭД
115487, г. Москва, Нагатинская улица, д.22 к.1
+7 (495) 946‑88-86

Внешнеэкономический контракт – мелочей не бывает

-----
25 октября

Импорт или экспорт, как и любая другая торговая операция, всегда и обязательно включают в себя этап коммерческих переговоров, и как их следствие, заключение внешнеэкономического контракта с поставщиком.  С  точки зрения Российского законодательства все сделки, осуществляемые с другой страной должны иметь под своей основой контракт (п. 5 ст. 183 Статья 183  ТК ТС), иначе невозможно таможенное оформление и осуществление денежных операций. В принципе, банк может пропустить платеж без контракта, хотя многие банки этого не делают, но организовать саму поставку, т.е. осуществить внешнеэкономическую сделку, не получится.  Банк примет платеж без контракта, если  в инвойсе содержится вся необходимая информация для осуществления платежа. Если сумма больше 50 000 долларов, то нужен контракт т.к. открывается паспорт сделки (п. 1.2 Положения N 258-П и п. 3.2 Инструкции N 117-И).

Ошибочно думать, что внешнеэкономический контракт это формальная бумажка для таможни,  в первую очередь, это документ, который регулирует взаимоотношения сторон и ясно прописывает, кто за что отвечает, кто, когда, кому, что должен поставить, какие обязательства выполнить. Даже, если между поставщиком и клиентом очень доверительные отношения, контракт необходим, чтобы каждая из сторон понимала, за что она несет ответственность. В случае непредвиденной ситуации, например, одна из сторон не выполняет свои обязательства,  контракт регулирует порядок разрешения споров, если дело дойдет до суда, то контракт будет доказывать правоту какой-либо стороны.

Естественно, чтобы внешнеэкономический договор решал спор в пользу клиента, следует сначала правильно его составить. Очень часто к профессионалам в области внешнеэкономической деятельности обращаются люди, которые самостоятельно заключили контракт с поставщиком и просят работать дальше в рамках этого контракта. По факту выясняется, что стороны подписали договор, который был взят из интернета, а это обыкновенный шаблон, который зачастую  составлен неграмотно без учета специфики товара.

Клиентам, которые не успели осуществить поставку по шаблонному контракту, обратившись к специалистам, крупно повезло. У них остается возможность все исправить, т.е. составить другой контракт с учетом специфики их товара. Чтобы были видны масштабы везения, приведу пример неудачно составленного внешнеэкономического контракта и последствий, которые он повлек. Историй за годы работы накопилось множество, ведь клиенты потом обращаются за помощью к специалистам, но, к сожалению, в таких ситуациях без грамотного внешнеэкономического контракта, ничего сделать уже нельзя.

В  этой истории главными действующими «лицами» оказались пылесосы, именно их пытался импортировать клиент. Все как обычно, нашли поставщика, заключили внешнеэкономический контракт, погрузили товар, подготовили нужные документы  и повезли с ветерком из Германии в Россию. Предварительно, согласно контракту, клиент заплатил 50% от стоимости товара. Поставщик ввез груз на территорию России, оформил его на компанию-импортера, но по контракту импортером должен был выступить фактический получатель груза -клиент, ведь именно на основании контракта он открыл в банке паспорт сделки  и произвел предоплату поставщику.

Фактически было нарушено валютное законодательство. По валютному законодательству РФ получатель груза должен отчитаться в банк  по импортной сделке и в качестве доказательства осуществленного ввоза принести в  справку о подтверждающих документах и Импортную Декларацию на товары.  В противном случае, сделка рассматривается как необоснованный перевод денежных средств за границу. Клиенту грозил  штраф  в размерах почти до 100% суммы аванса  (п. 5 ст.15.25 КоАП РФ,  п. 6 ст.15.25 КоАП РФ). 

В связи с тем, что Декларация на товары и все остальные документы были оформлены на посредника, фактический получатель груза  предоставить их в банк  не смог, а, следовательно, со стороны закона  ввоз товара на территорию РФ не был осуществлен. Таким образом, были нарушены таможенное и валютное законодательства РФ, а зарубежный поставщик не смог получить вторую часть оплаты за товар.

 

В итоге клиент не смог реализовать полученные пылесосы, дополнили картину: испорченная репутация обеих компаний, трудности при таможенном оформлении следующих импортных поставок, невозможность правильно отразить в учете полученный товар и др. 

 

Изучив контракт, выяснилось, что путница произошла из-за того, что он изначально не был качественно проработан, обе стороны не позаботились о том, чтобы четко прописать порядок работы с документами и все  этапы импортной операции.  

Мало того, что товар невозможно было реализовать по причине некорректного ввоза, он еще оказался некачественный. Пылесосы приехали в царапинах, на некоторых моделях были небольшие вмятины. В этом случае был подробно изучен раздел контракта «Гарантии и претензии». Оказалось, что согласно контракту приемка товара по качеству должна была быть осуществлена во время погрузки товара со склада поставщика. Получается, что клиент не имеет права предъявлять никаких претензий. Если ссылаться на контракт, то совесть поставщика совершенно чиста, ведь он действовал на его основание.

Теперь прячем  наивность и смотрим правде в глаза, поставщик всегда пытается возложить на себя минимальное количество обязательств по качеству товара. Особенно, когда есть длинное транспортное плечо, поставщик обычно настаивает на том, что передал в транспортную компанию качественный товар, а все, что  с ним дальше происходит это не его вина. Не надо никогда вестись на это, важно четко прописывать, что приемку товара вы можете произвести только на своем складе.  Приемка товара при передаче перевозчику невозможна, т.е. там этот процесс  проконтролировать можно только выборочно, полностью принимать товар следует  при получении.

В контракте обязательно стоит прописывать всю процедуру. Кто, куда, что отправляет, кто, что покупает. Как принимается товар, в какие сроки, какая организация может выступать  арбитром в случае возникновения проблем. В какие сроки и как регулируется поставка или допоставка нового товара. Качество товара должно быть закреплено либо каким-то эталоном образца, либо внешним видом товара с ссылкой на стандарты (функциональная производительность, технические характеристики и т.д.).

Притом, что если поставляется какое-то оборудование, станок или единичное изделие, то принять его по качеству можно при поступлении на склад, а вот если поставляются товары народного потребления в большом количестве, то реально оценить их качество можно только по факту их реализации конечному потребителю.

Например, наши горе-пылесосы относятся как раз ко второй группе товара. В случае с ними в статью контракта «качества товара» должен был  входить еще один нюанс, а именно, сроки приемки и предъявления должны ограничиваться гарантийным сроком эксплуатации пылесосов.  Т.е. срок предъявления претензий по качеству товара должен покрывать гарантийный срок эксплуатации, ведь только тогда можно оценить его качество. В процессе использования может выявиться дефект. Поэтому срок приема качества товара можно прописывать в контракте примерно до двух лет,  важно  согласовать этот момент с поставщиком.

Любые сроки в контракте всегда важно прописывать, они регулируют весь порядок претензионных работ: когда клиент может выставлять претензию, в какие сроки поставщик должен  ее рассмотреть. Обычно прописывают, что  предъявить претензии клиент может  в течение 15 дней, а продавец обязан рассмотреть претензию в срок не более 10 дней.

Вернемся к пылесосам, несмотря на неудачный контракт, клиент все же попытался пригрозить судом, но и здесь его ожидала неудача. Мало того, что поставщик снова сослался на контракт, что претензии не обоснованы, он еще  и заявил, что контракт не действителен, человек который его подписал, не имеет никакого отношения к компании.  И здесь поставщик себя удачно подстраховал, благодаря наивности клиента, поэтому смотрите в оба!

 Это очень распространенный случай, когда не проверяется полномочность лица, подписывающего контракт с той стороны. Поэтому всегда нужно запрашивать документы, подтверждающие полномочия на подписание контракта. Иностранцы не очень любят их предоставлять, но это делать необходимо. По запросу должны прислать либо доверенность, либо документ, о том,  что человек является директором компании с правом подписи.

А вот случай, когда клиент попадает в аналогичную ситуацию, как с пылесосами, т.е. товар оказался поврежден, но  контракт был проработан до мелочей. Поставлялась производственная линия на одно из производственных предприятий.  Оборудование пришло некачественное, не все параметры были соблюдены, не в срок были предоставлены документы и т.д. Сначала выявили сумму ущерба, ущерб был на 50 000 Евро, провели переговоры с поставщиком, в результате которых он признал свою вину. При согласовании порядка возмещения, покупатель пошел навстречу поставщику, и ущерб был возмещен не деньгами, а комплектующими и расходными материалами к оборудованию. Поставщик компенсировал все только потому, что весь рекламационный порядок и требования к качеству оборудования оказались четко прописаны в контракте, и при судебном разрешении спора у него не было никаких шансов на успех.

Помимо того, что во внешнеэкономическом контракте должен быть описан товар и все возможные риски, связанные с ним и их возмещением, также важно перечислить все документы, которые потребуются для пересечения товара на границе и таможенного оформления. Был один случай, когда поставщик отказался выслать документ, но мы сослались на пункт в контракте, который обязывал поставщика предоставить  этот документ, поэтому все обошлось.  Если бы нужный документ не был получен, груз мог бы надолго застрять на складе временного хранения. 

Иногда встречаются прецеденты, когда внешнеэкономический контракт был составлен на русском  и испанском языках, испанский был превалирующий, при переводе выяснилось, что текст не совпадает с русским. Если специалист знает только английский, то он никак не сможет проверить контракт, поэтому лучше составлять договор на русском и английском языках или иметь в штате специалиста, который говорит на превалирующем в контракте языке.

На самом деле важных пунктов во внешнеэкономическом контракте великое множество, но обязательно  обращать внимание покупателя  следует на форму расчетов, на условия поставки, документацию, качество продукции и действия, которые нужно будет предпринять, если товар не доставлен до пункта назначения или поставка оказалась ненадлежащего качества. Как раз обо всех  пунктах мы успели поговорить в этой статье. Эти основные моменты позволят урегулировать взаимоотношения с поставщиком и в случае спора, защитить покупателя от ненужных потерь.

 Максим Проторченко

Генеральный директор компании «Интерсолюшен»

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

captcha Введите код с картинки:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения