МОНИТОРИНГ ВЭД
115487 г. Москва
Нагатинская улица, д.22 к.1
+7 (929) 618-35-66

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы относительно осуществления ВЭД в условиях Таможенного союза

Учитывая большое количество вопросов, возникающих у участников ВЭД в связи с созданием Таможенного союза, Министерство экономического развития РФ подготовило список ответов, разъясняющих новации в юридической основе таможенной деятельности, а также решений конкретных проблем практики налогообложения, таможенного контроля и декларирования в новых условиях

 

1. Какие принципиальные новации по сравнению с действующим таможенным законодательством Российской Федерации отражены в Таможенном кодексе таможенного союза?

Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов таможенного союза. А именно:

- вводится понятие Единая таможенная территория таможенного союза;

- создаются единые условия таможенного транзита на всей территории таможенного союза;

- отменяются таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории.

Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора – лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.

Одновременно Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанным главами государств

16 апреля 2010 г., в 152 статьи Кодекса вносится 208 поправок.

Так, в Протокол включены положения, направленные на упрощение таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной, высокотехнологичной продукции.

Количество документов, представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, сокращено с 14 до 7. Введен запрет требовать представления иных документов.

Справочно: Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Российской Федерации не регламентирует данный вопрос. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, чётко не определен и регулируется Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 г. № 536. На практике количество таких документов может доходить до 30.

Протоколом предусмотрено, что при применении таможенной процедуры временного ввоза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться продолжительные (более 2-х лет) сроки временного ввоза отдельных категорий товаров.

Также установлено право Комиссии определять случаи, когда таможенная процедура временного ввоза может быть завершена без уплаты процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей.

Эти нормы являются важным инструментом поддержки отдельных отраслей экономики, осуществляющих перевооружение современными производственными средствами.

К применению упрощенных таможенных процедур при ввозе товаров, необходимых для развития производства, а также при экспорте высокотехнологичной продукции, теперь могут быть допущены предприятия малого и среднего бизнеса. Это достигнуто снижением размера предоставляемых таможенным органам финансовых гарантий (с 1 млн. евро до 150 тыс. евро) для получения статуса уполномоченного экономического оператора (для остальных участников ВЭД установлена сумма в размере 1 млн. евро). При этом критерии для применения более низкого уровня обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются Комиссией таможенного союза.

В Кодекс также включены положения, направленные на поддержку экспорта и технологического перевооружения.

Например, в таможенной процедуре переработки на таможенной территории при гарантийном ремонте ранее экспортированных товаров установлена возможность производить замену неисправных частей, узлов, агрегатов эквивалентными товарами без учета состояния их исправности или изношенности (статья 248 ТК ТС). Данная норма в соответствии с общепринятыми международными нормами условия ремонта и техобслуживания экспортируемых товаров считается одной из основных мер поддержки экспорта машинно-технической продукции и направлена, прежде всего, на сокращение времени на проведение таможенных формальностей при выполнении экспортерами своих обязательств по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию ранее экспортированных товаров.

Установлена возможность применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, ввезенных для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезёнными товарами либо использования их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов (статья 279 ТК ТС).

Это создаст благоприятные условия для научных, исследовательских организаций, которые смогут ввозить товары для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов либо использовать их в ходе таких испытаний и исследований, в том числе в целях создания высокотехнологичной продукции, с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Есть ли у российских экспортеров и импортеров внутри таможенного союза какие-то льготы по сравнению с торговлей с третьими странами, кроме беспошлинной торговли?

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. закрепил договоренности Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о том, что с момента создания единой таможенной территории государства-участники не применяют

во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

Применение таможенных процедур не будет применяться в рамках взаимной торговли товарами таможенного союза.

3. Какие изменения произойдут в порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации после вступления в силу соответствующих договоров, принятых в рамках таможенного союза?

В таможенном союзе налоговое законодательство для субъектов хозяйствования существенно не изменится. Согласно Соглашению "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" от 25 января 2008 г., подписанному главами правительств государств-участников таможенного союза, принципы взимания НДС в таможенном союзе не меняются. То есть, вывоз облагается по нулевой ставке, возврат НДС осуществляется экспортером, а ввоз - по ставке, действующей в государстве-импортере. При этом экспортерам и импортерам не требуется прохождения таможенных процедур.

В развитие Соглашения в декабре 2009 г. подписаны протоколы, определяющие принципы и порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также обеспечивающие порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

В этот же период налоговыми органами государств–членов таможенного союза подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде

об уплаченных суммах косвенных налогов, включающий Правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и формы заявлений.

Все принятые документы создают правовую основу для взимания НДС и акцизов при перемещении товаров во взаимной торговле в отсутствии таможенного оформления и позволяют обеспечивать контроль за своевременным и полным поступлением сумм уплаченных косвенных налогов в государственные бюджеты государств-участников таможенного союза.

Основное новшество для налоговиков и налогоплательщиков, которое влечет за собой создание таможенного союза это то, что при пересечении совместных границ не будет производиться таможенное оформление ввозимых товаров. Весь этот процесс станет осуществляться лишь по месту уплаты обязательных отчислений и платежей (НДС и акцизов).

Кроме того, все принятые в налоговой сфере документы предусматривают более льготные условия. В частности, предоставлено право экспортерам осуществлять расчеты в любой форме, а не только в денежной, до 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки, а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.

Вопрос о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, а также при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе находится в компетенции Минфина России и ФНС России.

К компетенции таможенных органов будет относиться взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

4. Каков будет регламент, определяющий механизм возврата НДС; какие документы будут легитимны для возврата НДС?

Вопрос о возмещении НДС при экспорте товаров между странами-участницами Таможенного союза решается следующим образом.

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,

а также перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, а также право

на налоговые вычеты (зачеты) определены Протоколом "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе".

Согласно Протоколу взимание косвенных налогов по импортируемым товарам производится налоговыми органами.

Налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Протокол устанавливает перечень документов, которые представляются

в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

В частности, к ним относятся договоры (контракты), в соответствии

с которыми осуществляется экспорт товаров; документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера (если иное не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза); документы, подтверждающие факт перемещения товаров на территорию другого государства-члена таможенного союза и другие.

В перечне необходимых документов - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов", с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств - в оригинале или в копии

по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза).

По сути, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является основным документом, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

Заявление содержит реквизиты аналогичные реквизитам грузовой таможенной декларации: наименование поставщика, товаров, их количество, сумму косвенных налогов, подлежащих уплате. То есть заявление является документом, подтверждающим как уплату косвенных налогов при ввозе товаров,

так и совершение оборотов по экспорту, облагаемых по нулевой ставке, НДС

по которым подлежит возврату из бюджета.

Таким образом, применение ставки НДС в размере ноль процентов возможно только при исполнении налоговых обязательств контрагента в стране-импортере. Возникновение права на применение ставки НДС в размере ноль процентов

не зависит от величины данного налога в стране, на территорию которой товары перемещаются (в том числе, если в стране назначения товар не облагается данным налогом). Документы, подтверждающие право на применение ставки НДС в размере ноль процентов, должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

5. Предполагается ли унификация ставок НДС государств-членов таможенного союза?

Вопрос об унификации подоходных налогов и НДС в рамках таможенного союза в настоящее время не рассматривается.

Справочно: В Беларуси ставка НДС составляет 20%, в Казахстане – 12%,

в России – 18%.

Различный уровень ставок НДС на взаимоотношения в рамках таможенного союза влияние не окажет, так как действует зачетный метод, принцип "страны назначения", который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.

Вместе с тем, в отношении налогового регулирования в таможенном союзе предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов. Поэтому не исключается возможность сближения национального налогового законодательства стран-партнеров по таможенному союзу в части выравнивания ставок налогов.

Так, например, Налоговым кодексом Республики Казахстан определено поэтапное повышение ставок акцизов до 2014 года. Вопрос их уравнивания

с российскими и белорусскими ставками сейчас рассматривается.

6. Каким образом будет осуществляться ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль в отношении товаров внутреннего производства при перемещении их в пределах единой таможенной территории?

На территории таможенного союза с 1 июля 2010 г. будут действовать подписанные соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, предусматривающие единый порядок осуществления указанных видов контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза и взаимное признание разрешительных документов.

Государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарный

и карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза реализуется на основе единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному контролю, единого перечня подкарантинной продукции, единых требований к товарам, подлежащих контролю по единым формам документов, подтверждающих безопасность продукции

и ветеринарных сертификатов.

В правовом плане осуществление упомянутых видов контроля на внешнем контуре таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза

с 1 июля 2010 г., после наделения Комиссией таможенного союза соответствующими полномочиями, будет осуществляться в соответствии

с документами, разработанными в развитие международных соглашений, а именно:

- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза

и на таможенной территории таможенного союза;

- Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза.

При необходимости и по взаимной договоренности уполномоченные органы государств-членов таможенного союза осуществляют обмен информацией; проводят совместные проверки, инспекции на территориях государств-членов таможенного союза, производящих подконтрольные товары, направляют специалистов в целях проведения совместного обследования мест производства (изготовления), сортировки, переработки, складирования и упаковки подкарантинной продукции, перемещаемой с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны; оказывают взаимную научно-методическую и техническую помощь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществляют иные виды взаимодействия.

Кроме того, для государств-членов таможенного союза не исключена возможность введения в исключительных случаях временных санитарных мер

и проведения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий; ветеринарных требований и мер, карантинных фитосанитарных мер.

7. В рамках таможенного союза предполагается вести статистику взаимной торговли государств-членов таможенного союза.

Каким образом и на основании каких данных будет контролироваться взаимная торговля товарами и услугами государств-участников таможенного союза?

Важным элементом управления таможенным союзом является система сбора?и обработки статистических данных о внешней и взаимной торговле.

Уполномоченные органы государств-членов таможенного союза (в части внешней торговли – это таможенные службы, в части взаимной торговли – органы статистики) передают статистические данные в Центр таможенной статистики Комиссии таможенного союза, статус которого определен отдельным протоколом.

Центр формирует общую базу статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами на основе единой методологии ведения статистики, обеспечивающей сопоставимость данных и базирующейся на международных правилах и стандартах. Итогом этой работы будут статистические ежегодники

и ежеквартальные статистические бюллетени, и информационные отчеты.

Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы Сторон

при взаимной торговле. При этом используются следующие основные показатели:

код товара согласно единой ТН ВЭД;

наименование товара по единой ТН ВЭД;

направление перемещения;

отчетный период (месяц);

стоимость (в долларах США, национальной валюте);

вес нетто (кг);

код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД;

количество товара в дополнительной единице измерения;

страна назначения;

страна происхождения;

страна отправления;

торгующая страна.

8. Будут ли во взаимной торговле государств-членов таможенного союза применяться сертификаты о происхождении товаров и если будут,

то по какой форме они будут оформляться?

Таможенный кодекс таможенного союза вводит понятие "товар таможенного союза". Это понятие аналогично существующему в Таможенном кодексе Российской Федерации понятию "российский товар". При этом товары таможенного союза свободно перемещаются на единой таможенной территории. Таким образом, исчезает необходимость оформления сертификата происхождения во взаимной торговле, как документа, подтверждающего неприменение таможенных пошлин.

9. Предполагается ли унификация ставок НДС внутри таможенного союза?

Вопрос об унификации подоходных налогов и НДС в рамках таможенного союза в настоящее время не рассматривается.

Справочно: В Беларуси ставка НДС составляет 20%, в Казахстане – 12%,

в России – 18%.

Различный уровень ставок НДС на взаимоотношения в рамках таможенного союза влияние не окажет, так как действует зачетный метод, принцип "страны назначения", который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.

Вместе с тем, в отношении налогового регулирования в таможенном союзе предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов. Поэтому не исключается возможность сближения национального налогового законодательства стран-партнеров по таможенному союзу в части выравнивания ставок налогов.

Так, например, Налоговым кодексом Республики Казахстан определено поэтапное повышение ставок акцизов до 2014 года. Вопрос их уравнивания

с российскими и белорусскими ставками сейчас рассматривается.

10. Могут ли субъекты хозяйствования из государств-членов таможенного союза влиять на изменение ставок ввозных таможенных пошлин и если могут, то каким образом они должны действовать, куда обращаться?

С 1 января 2010 года решения о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин принимаются Комиссией таможенного союза.

Государственные органы и экономические операторы могут обращаться

в Комиссию таможенного союза через уполномоченные органы государств-членов таможенного союза. Это положение закреплено утвержденными главами государств-участников таможенного союза Правилами процедуры Комиссии, предусматривающими положения по рассмотрению вопросов, ведению, применению, изменению или прекращению действия мер регулирования торговли товарами в отношении государств, не входящих в таможенный союз.

Предварительное рассмотрение предложений по мерам регулирования внешней торговли осуществляется Комитетом по мерам регулирования внешней торговли, который формируется из представителей органов исполнительной власти государств-участников таможенного союза, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

При этом в Российской Федерации сохраняется порядок рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов аналогичный, действовавшему

до 1 января 2010 года.

Для внесения вопроса о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин на рассмотрение на национальном уровне, заинтересованным организациям следует представить в Секретариат Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которым является Минэкономразвития России, соответствующее заявление, а также мотивированное экономическое обоснование, подтверждающее необходимость введения предлагаемой меры. Образец заявления, формы документов, необходимые

для представления в Подкомиссию, размещены на сайте Минэкономразвития России.

11. Возможно ли применение каких-либо мер ограничительного характера в торговле между государствами-членами таможенного союза?

Государствами-участниками таможенного союза проводятся консультации с целью достичь договоренности об условиях отмены действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле.

Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. определено, что государства-члены таможенного союза не имеют препятствий в применении мер торговой защиты (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер) и запретов

и ограничений импорта или экспорта, при условии что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

При этом, государства-партнеры по таможенному союзу пришли к общему пониманию того, что указанные ограничительные меры будут урегулированы

при разработке соответствующих соглашений (в том числе, о государственных закупках и о единых правилах предоставления промышленных субсидий) в рамках Единого экономического пространства.

С 1 июля 2010 г. Комиссии таможенного союза предполагается передать полномочия, предусмотренные Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, подписанному 25 января 2008 г., в отношении товаров, происходящих

с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории государств Сторон.

Вместе с тем, будет предусмотрена возможность проведения соответствующих консультаций государств-членов таможенного союза

и установлен переходный период, в течение которого проведение расследований будут осуществлять национальные органы Сторон в соответствии с положениями указанного Соглашения.

12. Ожидаются ли какие-либо изменения в торговых режимах государств-членов таможенного союза в отношении других государств-членов ЕврАзЭС, а также стран СНГ, не входящих в таможенный союз?

В целях обеспечения выполнения условий формирования единой таможенной территории единой переговорной делегацией Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по вопросам присоединения к ВТО проводится работа по унификации торговых режимов по отношению к третьим странам.

На основе анализа действующих торговых соглашений государств – членов таможенного союза, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования

и свободной торговли с третьими странами, Комиссией таможенного союза утверждена Концепция унификации торговых режимов государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Решение от 11 декабря 2009 г. № 144).

В соответствии с Концепцией проводятся консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующего

у стран-членов таможенного союза с государствами-членами СНГ и Грузией, Сербией и Черногорией.

13. В рамках Таможенного союза предусмотрено применение понятия "товар таможенного союза" наряду с понятием "товар государства-члена таможенного союза". В чем отличие?

В соответствии с пунктом 37 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;

изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза

из товаров, указанных во втором и третьем абзацах, и (или) иностранных товаров,

и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом

и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Вместе с тем, когда в соответствии с положениями законодательства таможенного союза будет требоваться подтверждение происхождения товара

с территории государства-члена таможенного союза, то употребляется понятие "товар государства-члена таможенного союза". Например, при экспорте российского товара с территории другого государства-члена таможенного союза предоставляется сертификат происхождения товара из Российской Федерации.

14. Предусмотрен ли упрощенный порядок имплементации решений органов таможенного союза в национальные законодательства? Подлежат

ли ратификации решения Комиссии таможенного союза, имеющие статус прямого действия?

Законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса таможенного союза, международных договоров государств-членов таможенного союза, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом

и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Комиссия таможенного союза учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

Решения Комиссии, имеющие обязательный характер, вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования.

27 ноября 2009 г. Решением № 15 Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств утвердил Правила процедуры Комиссии таможенного союза, определяющие порядок работы Комиссии, процедуру подготовки и принятия

её решений и рекомендаций.

Также установлено, что решения Комиссии, подлежат непосредственному применению в государствах-участниках таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами

и должностными лицами государств-участников таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий.

Таким образом, данные решения не подлежат ратификации и имеют статус документов прямого действия.

15. ФТС России был разработан проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных

к государственной границе Российской Федерации. Какова будет судьба данного документа с учетом переноса таможенного контроля на внешние границы таможенного союза?

Действительно разработан проект Концепции таможенного оформления

и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Вместе с тем, в связи с появляющейся с формированием единой таможенной территории возможностью таможенной очистки товара в других странах таможенного союза, целесообразность создания таможенно-логистических терминалов вблизи государственной границы Российской Федерации

с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в настоящее время рассматривается.

16. Какие меры будут приниматься во избежание беспошлинного реэкспорта с территории Беларуси и Казахстана российской продукции, ограниченной для экспорта или облагаемой по российскому законодательству экспортными пошлинами (нефтепродукты, лес, отдельные виды лесоматериалов), помимо информационного обмена между таможенными службами государств – участников таможенного союза?

Во избежание беспошлинного реэкспорта правительствами государств-членов таможенного союза подписано Соглашение о вывозных таможенных пошлинах

в отношении третьих стран.

Согласно статье 3 данного Соглашения в случае, если товар, произведенный на территории государства-члена таможенного союза, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну

с территории другого государства-члена таможенного союза, не применяющего

в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, это другое государство-член таможенного союза обязано обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве-члене таможенного союза, на территории которого произведен товар.

В этом случае при выполнении таможенных операций, связанных с экспортом товаров, требуется предоставление сертификата происхождения товара

с территории конкретного государства-члена таможенного союза.

Также решение вопроса в случае несанкционированного реэкспорта

с территории Республики Беларусь и (или) Казахстана российских товаров предусмотрено в проекте соглашения об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза.

17. Будет ли в рамках таможенного союза создан единый судебный орган по рассмотрению хозяйственных споров на всей территории таможенного союза (за исключением Экономсуда СНГ)?

Судебным органом таможенного союза является формирующийся в настоящее время Суд ЕврАзЭС. На этот период его функции возложены на Экономический суд СНГ, в компетенцию которого входит рассмотрение дел о соответствии актов органов таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу таможенного союза.

В рамках расширения компетенции Суда ЕврАзЭС предусматривается рассматривать также иски граждан и хозяйствующих субъектов государств-членов таможенного союза к органам управления таможенного союза и органам власти государств-членов таможенного союза по вопросам соответствия принимаемых такими органами решений правовой базе таможенного союза.

Кроме того, для осуществления общественного контроля за деятельностью Комиссии таможенного союза создан Экспертный совет в рамках таможенного союза, который будет действовать при высшем органе таможенного союза.

В его компетенцию входит рассмотрение заявлений юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе таможенного союза. В состав Экспертного совета будут входить представители государств-членов таможенного союза (не менее пяти человек от каждого государства), обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли,

в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.

18. Планируется ли внесение изменений в работу пограничной и миграционной служб, в отношении граждан государств-членов таможенного союза?

Сохраняемый на внутренней границе России и Казахстана пограничный контроль должен обеспечивать решение задач по предотвращению или снижению рисков нарушения законодательства и международных договоренностей, связанных с перемещением по единой таможенной территории отдельных видов товаров третьих стран и таможенного союза. До момента запуска Единого экономического пространства в рамках пограничного контроля будет реализовываться часть функций миграционного контроля.

В настоящее время начата работа по формированию нормативно-правовой базы Единого экономического пространства, наряду с другими вопросами включающая гармонизацию законодательства государств-членов Таможенного союза в миграционной сфере. Итогом данной работы, в том числе должен стать перенос части функций пограничного контроля на внешний контур.

19. Будет ли изменено понятие таможенной границы Российской Федерации в российском законодательстве?

С введением в действие Таможенного кодекса таможенного союза вводятся понятия единой таможенной территории и таможенной границы таможенного союза.

В соответствии с положениями статьи 2 Таможенного кодекса таможенного союза в редакции Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

Вопрос наличия или отсутствия правовых категорий "таможенная граница"

и "таможенная территория" Российской Федерации должен быть решен

при подготовке законопроекта "О таможенном регулировании в

Российской Федерации".

20. Какие дополнительные действия должны совершить российские лица, включенные в реестр таможенных брокеров, для возможности осуществления деятельности в качестве таможенного представителя?

С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза таможенный брокер будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится.

Полномочия останутся те же — совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. Свой статус таможенный представитель получает так же, как и сейчас: посредством включения

в Реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель вправе работать на территории только того государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен

в соответствующий реестр.

Условия включения в реестр не изменились.

Изменился размер обеспечения, который составит сумму, эквивалентную

не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии

с законодательством государства-члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения.

Ответственность таможенного представителя в Таможенном кодексе таможенного союза не определена. Согласно статье 17 Таможенного кодекса таможенного союза за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенных представитель будет нести ответственность

в соответствии с национальным законодательством члена таможенного союза.

Переходные положения в отношении лиц, осуществляющих деятельность

в сфере таможенного дела и иных лиц, определены статьей 367 Таможенного кодекса таможенного союза.

21. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий)

при их перемещении внутри ТС?

В настоящее время в соответствии с национальным законодательством в сфере экспортного контроля экспертная оценка товаров на предмет их отнесения

к категории контролируемых проводится Федеральной службой по техническому

и экспортному контролю (ФСТЭК России) или организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы в порядке, определённом постановлением Правительства Российской Федерации

от 21.06.2001 № 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля".

До принятия государствами-членами таможенного союза единого порядка

по организации контроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю

за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю,

в том числе продукции военного назначения.

22. Необходимо ли переоформлять до 1 июля 2010 г. свидетельства о включении в реестр складов временного хранения (СВХ) и таможенного брокера?

В соответствии с переходными положениями Таможенного кодекса таможенного союза таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, созданные до вступления в силу Таможенного кодекса, вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев

со дня вступления в силу Таможенного кодекса.

23. Какие документы будет необходимо оформлять при экспорте в Беларусь и Казахстан?

Таможенное оформление товаров при вывозе их из Российской Федерации

в Республику Беларусь или Республику Казахстан не предусмотрено.

24. Изменится ли подход к представлению льгот участников ВЭД по ввозу-вывозу товаров с целью их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза? Если изменится, то как?

Ввоз товаров, предназначенных для демонстрации на выставочно-ярмарочных мероприятиях, будет производиться с применением положений национального

и международного законодательств.

В настоящее время рассматривается возможность применения положений Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 года, применительно к территориям государств-членов таможенного союза.

Вместе с тем, Республика Казахстан не является стороной Конвенции, и в этой связи Комиссия таможенного союза просит Республику Казахстан рассмотреть возможность присоединения к данной Конвенции в ближайшее время.

Порядок применения карнета АТА на территории Российской Федерации останется прежним.

При ввозе товаров с применением национальных процедур необходимо учитывать, что согласно статье 282 Таможенного кодекса перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.

При этом вопросы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов отнесены на законодательства государств-членов таможенного союза.

25. Будут ли какие-либо отличия в порядке оформления документов при транзите через Беларусь и при транзите через Казахстан?

Вопросы, касающиеся декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, регулируются Таможенным кодексом таможенного союза, в развитие положений которого таможенными службами государств-членов таможенного союза разработаны проекты решений Комиссии таможенного союза, определяющие:

форму транзитной декларации и добавочных листов транзитной декларации;

порядок заполнения транзитной декларации;

порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таким образом, таможенным законодательством таможенного союза будут установлены единые требования к документам, необходимым при декларировании

в соответствии с упомянутой таможенной процедурой товаров, перевозимых

по таможенной территории таможенного союза, и порядок их заполнения.

26. Каким образом можно осуществить переход из реестра таможенных брокеров Российской Федерации в реестр таможенных представителей таможенного союза?

Со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза таможенный брокер будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится.

Полномочия останутся те же — совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. Свой статус таможенный представитель получает так же, как и сейчас: посредством включения

в Реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель вправе работать на территории только того государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен

в соответствующий реестр.

Условия включения в реестр не изменились, за исключением размера обеспечения, который составит сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро,

по курсу валют национального законодательства на день внесения обеспечения.

27. Будет ли упрощена процедура оформления документов при экспорте в Республику Казахстан и Республику Беларусь ювелирных изделий, произведенных в России?

В связи со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза

и отменой таможенного декларирования на таможенной границе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан экспорт из Российской Федерации ювелирных изделий с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, произведенных на территории Российской Федерации, будет осуществляться

без таможенного декларирования. Таким образом, представление таможенным органам каких-либо документов при экспорте указанных товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан не потребуется.

28. Сохраняется ли порядок обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенных представителей в размере не менее 1 млн. евро?

Условие о внесении таможенным представителем обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро, предусмотрено в статье 13 Таможенного кодекса таможенного союза. Положений

об изменении указанного условия в Протоколе о внесении изменений в Договор

о Таможенном кодексе таможенного союза не содержится.

29. Статья 13 таможенного кодекса таможенного союза говорит о наличии в штате лица, намеревающегося стать таможенным представителем, не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям. Какие требования имеются ввиду и какой будет порядок получения статуса такого уполномоченного работника?

В соответствии с пунктом 9 приложения к Протоколу о внесении изменений

в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза в статью 13 ТК ТС включено указание на то, что требования к работнику таможенного представителя устанавливаются законодательством государств-участников таможенного союза.

Так, согласно проекту федерального закона "О таможенном регулировании

в Российской Федерации" (далее – законопроект) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливаются квалификационные требования к специалисту, непосредственно осуществляющему таможенные операции . Для подтверждения соответствия лица указанным требованиям проводится аттестация в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Квалификационный аттестат специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, сроком действия не ограничивается.

Квалификационные аттестаты специалистов, непосредственно осуществляющих таможенные операции, выдает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, являются:

1) наличие документа о высшем образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства

об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем образовании;

2) наличие стажа работы не менее двух лет.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов

и порядок их сдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным

в области таможенного дела.

Каждый специалист, непосредственно осуществляющий таможенные операции, обязан каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме не менее 72 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности.

30. Остается ли солидарная ответственность по уплате таможенных платежей декларанта и таможенного представителя?

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 проекта федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный представитель при декларировании товаров несет солидарную с представляемым им лицом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Солидарная ответственность по уплате таможенных платежей у декларанта и таможенного представителя в Российской Федерации продолжит действовать.

В Таможенном кодексе таможенного союза установлен переходный период в 1 год, в течение которого и Республика Беларусь, и Республика Казахстан введут такую же солидарную ответственность брокера и декларанта.

31. Каким документом будут регламентироваться в рамках таможенного союза ставки сборов за таможенное оформление?

В соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса таможенного союза ставки таможенных сборов устанавливаются актом законодательства государства-члена таможенного союза.

В соответствии с положениями проекта федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

32. Каким образом изменится порядок оформления лицензии на ввоз-вывоз прекурсоров?

Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств в ноябре 2009 г. утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами

и Положения о применении ограничений.

В данный Единый перечень входят, в том числе наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз или вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии.

Порядок оформления выдачи лицензий определен Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года. Особенности, связанные с ввозом-вывозом прекурсоров, предусмотрены Положением о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории таможенного союза.

33. Возможно ли будет осуществлять на Балтийской таможне таможенную очистку товаров, направляемых в Казахстан из третьих стран через Балтийский порт в СПБ?

Статьей 368 Таможенного кодекса таможенного союза определено, что

до вступления в силу международного договора государств-членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу

на таможенной территории таможенного союза, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена таможенного союза, в соответствии

с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров,

за исключением случаев, когда дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств-членов таможенного союза подают декларацию на товары таможенному органу государства-члена таможенного союза, на территории которого

они находятся.

Таможенное оформление товаров, получателями которых являются резиденты Республики Беларусь или Республики Казахстан в Балтийской таможне возможно только в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита,

за исключением случаев подачи таможенной декларации на товары дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международными организациями государств-членов таможенного союза таможенному органу государства-члена таможенного союза, на территории которого они находятся.

34. При экспорте товаров в третьи страны через территорию Казахстана или Беларуси, за пределы какой территории нужно подтверждать факт вывоза - Российской Федерации или таможенного союза?

Необходимо будет подтверждать факт вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза, что предусмотрено Таможенным кодексом таможенного союза.

35. Лицензия на ввоз должна быть получена импортером до даты пересечения товаром границы таможенного союза или до даты таможенного оформления?

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений,

в том числе лицензии, должны быть представлены в таможенный орган при подаче таможенной декларации.

При этом при подаче транзитной декларации документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений должны быть получены до момента пересечения таможенной границы таможенного союза.

Документы, подтверждающие соблюдение нетарифных мер регулирования, могут быть получены после ввоза, но до подачи декларации на товары.

Кроме того, согласно пункту 3 указанной статьи, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов

до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государства–члена таможенного союза, после выпуска товаров.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.

36. В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза?

Осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза будет осуществляться в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

37. После 01.07.10 г. при экспорте продукции в страны таможенного союза:

- необходимо ли будет регистрировать документы в валютных отделах банков;

 

- нужно ли будет оформлять паспорт сделки?

В соответствии с информацией Банка России планируется внесение изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" в части исключения требования об оформлении паспорта сделки при совершении внешнеторговых сделок, связанных с вывозом товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан и ввозом товаров из этих республик.

Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы

от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тысяч долларов США в эквиваленте, а также увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета

до 15 дней.

38. Изменятся ли сроки предоставления подтверждающих документов в условиях таможенного союза?

Согласно статье 183 Таможенного кодекса таможенного кодекса, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация,

не могут быть представлены при подаче таможенной декларации,

по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза, — после выпуска товаров.

39. Если юридическое лицо Российской Федерации покупает национальную валюту Республики Казахстана для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, попадает ли это под валютный контроль в России с 01.07.2010?

Порядок проведения валютных операций, связанных с куплей – продажей иностранной валюты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который устанавливает:

- правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

- полномочия органов валютного регулирования;

- определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

- права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования

и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами;

- права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

40. Как будет осуществляться процедура оценки соответствия (сертификация и декларирование) на товары, произведенные в странах таможенного союза и в третьих странах?

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года № 27 принято Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза

и утвержден План мероприятий по его реализации.

Документы опубликованы на сайте Комиссии таможенного союза.

В соответствии с Планом мероприятий Комиссией таможенного союза подготовлены документы, утверждаемые Комиссией таможенного союза:

единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в рамках таможенного союза, с выдачей единых документов;

порядок формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, в том числе единых форм сертификата соответствия и декларации о соответствии;

Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза.

Согласно Соглашению продукция допускается к обращению на территории государства Стороны в соответствии с законодательством государства этой Стороны и указанным Соглашением. Продукция, в отношении которой Сторонами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий:

проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр;

проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;

сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.

Порядок включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формирования и ведения Единого реестра устанавливается Комиссией таможенного союза.

41. Таможенный кодекс, Протокол об изменении и проект закона

"О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержат многочисленные отсылочные нормы, что делает законодательство Таможенного союза непрозрачным и допускает неоднозначные трактовки его положений. Не опубликованы подзаконные акты (и недоступны для ознакомления проекты), которые должны урегулировать многие положения таможенного дела и вступление в силу которых предусмотрено с 1 июля 2010 г. Когда будет представлена для ознакомления структурированная база таможенного законодательства Таможенного союза, включая подзаконные акты? Когда будет опубликован комментарий?

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного кодекса, международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, а также решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе и принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Международные договоры, решения органов таможенного союза, Таможенный кодекс опубликованы на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза (www.tsouz.ru).

Международные договоры государств-членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса, после их принятия также будут опубликованы на Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.

42. Известно, что Федеральная таможенная служба в своей практической деятельности главным приоритетом считает выполнение "плана" по сбору таможенных платежей. Широкое распространение в практике таможенных органов принципа "цель оправдывает средства" при обеспечении выполнения плана приводит не только к дискредитации государственной политики в таможенной сфере, но и формирует прочный фундамент для коррупции. В соответствии с какими нормами, какого федерального закона устанавливается план по сбору таможенных платежей? Какой орган исполнительной или законодательной власти утверждает план и почему

он не публикуется в СМИ?

На основании закона о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения Федеральной таможенной службы сумму доходов федерального бюджета на плановый период, администрируемых ФТС России.

43. Таможенный кодекс таможенного союза содержит положения, аналогичные действующему российскому Таможенному кодексу о том, что иностранное лицо может быть декларантом в случаях, когда данное лицо имеет право распоряжаться товарами в рамках сделки, одной из сторон которой является резидент Таможенного союза. В последнее время таможенные органы на практике отказывают филиалам иностранных компаний выступать декларантом ввозимых товаров, что явно не способствует улучшению инвестиционного климата. Предполагается ли положительно решить данный вопрос?

В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса таможенного союза, если товары перемещаются в связи со сделкой, заключенной лицом государства-члена таможенного союза, право выступать в качестве декларанта возникает только

у данного лица государства-члена таможенного союза, за исключением декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

44. Таможня на практике постоянно применяет требования о недостаточности предоставленных сведений для определения таможенной стоимости, что представляется избыточным, особенно с учетом того, что впоследствии заявленная изначально величина таможенной стоимости подтверждается. Сложившаяся практика приводит к замораживанию значительных сумм, предоставляемых для выпуска товаров под обеспечение. По-прежнему широко применяются так называемые "индикативные уровни стоимости", при этом непонятно, что является источником информации для таких индикаторов и как формируется система предоставления ценовой информации от производителей (прайс-листов).

Предполагается ли на законодательном уровне четко определить порядок определения таможенной стоимости в соответствии с международным правом и практикой?

Порядок определения таможенной стоимости в условиях действия таможенного союза регламентируется Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, Таможенным кодексом таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", "Об особенностях определения таможенной стоимости отходов".

45. Важно создать систему постоянного мониторинга практики правоприменения таможенного законодательства в рамках Таможенного союза с учетом, как национальных особенностей, так и особенностей отдельных категорий участников ВЭД. Обеспечить своевременную корректировку таможенного законодательства

Кем и когда будет разработан порядок осуществления такого мониторинга и принятия решений по корректировке законодательства с учетом того, что процедура изменения международных соглашений не позволяет оперативно решать такие вопросы?

В соответствии со статьей 6 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года осуществление мониторинга исполнения международных договоров по формированию таможенного союза отнесено к компетенции Комиссии таможенного союза.

46. На практике декларирование в электронном виде осуществляется с полным дублированием и предоставлением документов в бумажном виде. Приходится констатировать, что ощутимого прогресса, начиная с 2004 года, во внедрении электронного декларирования не наблюдается. Насколько динамично эти вопросы будут решаться в рамках Таможенного союза – не ясно. Вместе с тем, как известно, страны Евросоюза переходят на систему электронного Правительства.

В какие сроки электронное декларирование будет введено на территории Таможенного союза?

Необходимо отметить, что электронное декларирование уже применяется

в Российской Федерации и Республике Беларусь.

В Российской Федерации, начиная с 2004 года, в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов осуществляется эксплуатация специализированных программных средств, обеспечивающих реализацию информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Также ФТС России планируется разработка программных средств, обеспечивающих возможность представления заинтересованными лицами сведений в электронном виде на основе Web-технологий.

Вопросы введения обязательного электронного декларирования в Российской Федерации после введения в действие Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) будут регулироваться также статьей "Таможенное декларирование товаров в электронном виде" федерального закона "О таможенном регулировании

в Российской Федерации", которая вступит в силу с 1 января 2013 года.

В то же время пунктом 3 статьи 179 ТК ТС предусматривается возможность таможенного декларирования в письменной и (или) электронной формах

с использованием таможенной декларации.

Вопрос определения сроков введения обязательного электронного декларирования на территории таможенного союза будет урегулирован нормами национального законодательства государств-членов таможенного союза, исходя

из так называемого принципа резидентства, предусмотренного

пунктом 2 статьи 3 ТК ТС.

47. В России сложилась практика выпуска товара за 1 день. Таможенным кодексом таможенного союза предусматривает возможность продления выпуска до 10 дней, при этом критерии для такого продления не установлены. Будет ли установлен закрытый перечень случаев, когда начальник таможенного органа может продлить срок выпуска товаров?

Таможенным кодексом таможенного союза определено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения

или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 рабочих дней.

Конкретизировать возможность 10-ти дневного продления сроков выпуска товаров для проведения или завершения форм таможенного контроля предусматривается в проекте федерального закона "О таможенном регулировании

в Российской Федерации".

К определенным категория товаров, указанным в пункте 1 статьи 196 Таможенного кодекса таможенного союза, выпуск должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, при этом указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

48. Законодательством предусмотрено в качестве одного из условий исключения из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных представителей, владельцев складов, и др.) отсутствие фактов привлечения к административной ответственности - это поле для коррупции. Предполагается ли изменить эту норму?

Таможенным кодексом таможенного союза не предусмотрено отсутствие фактов привлечения к административной ответственности в качестве основания

для включения в реестр таможенных представителей.

Для других категорий лиц, в соответствии с Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза

от 27 ноября 2009 г. данное условие выведено из числа оснований для исключения из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

49. В законодательстве Таможенного кодекса таможенного союза закреплен принцип выборочности таможенного контроля, однако положения, регулирующие проведение такого контроля, не содержат критериев выборочности. Например, давно обсуждаемое предложение перенести контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых добросовестными участниками ВЭД, на этап после выпуска товаров, не нашло понимания у таможенной службы и не получило закрепления в законодательстве таможенного союза. Будет ли конкретизировано понятие "Выборочный контроль"?

Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. Таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля - это компетенция таможенных органов. Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот

на территорию страны в ущерб интересам государства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чем, таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля – это, по сути, основное средство таможенного администрирования, относящееся к исключительной компетенции таможенных органов. Таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров,

в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.

Итоги 3-го квартала 2017 г. 09.10.2017 article

Обновление таможенной и жд-базы по итогам сентября 2017г.

Подробнее
Обновление таможенной и жд-базы по итогам августа 2017г. 10.09.2017 article

Оперативное предоставление данных таможенной статистики.

Подробнее

Отправить письмо

Ваше имя
Ваш телефон
Ваш email *
Ваш вопрос
Введите код с картинки: